Данная группа для металла имеет интересный подход в композиции, если своими словами - то я замечал, что они используют метод, когда одна и таже мелодия или рифф проигрываются сначала в одном варианте, а потом трансформируются - в другой темп, либо размер, либо и то и другое сразу, со сменой тональности.
То есть тема может быть построена на постоянных изменениях одной и той же мелодии.
Также Википедия упоминает о различных особенностях в композициях данной группы, например:

Dream Theater при написании песен часто использует композиционный приём, когда часть песни (при куплетной структуре) или отдельный элемент развиваются при каждом следующем использовании. Пример этого есть в песне "6:00" с альбома Awake. После вступления они почти играют припев, но отступают от него и начинают следующий стих (временная метка 1:33). И когда припев должен появиться следующий раз, они играют его, но только частично (временная метка 2:11). Песня продолжается некоторое время, и, когда она вновь возвращается к припеву, они играют его полностью (временная метка 4:41). Среди прочих, этот композиционный приём можно обнаружить в песнях "Peruvian Skies", "Blind Faith", "Endless Sacrifice".

Музыкальные цитаты, применение которых предполагает использование несколько видоизменённой или переработанной музыки из другой композиции в другом музыкальном контексте:
    * Соло из «Take Away my Pain» (отметка 3:35) повторяется в соло в «These Walls» (отметка 4:43).
    * Тема «Wait for Sleep» повторяется в «Learning to Live» (отметка 8:11) и дважды — в «Just Let Me Breathe» (отметки 3:39 и 5:21).
    * Тема «Learning to Live» повторяется в «Another Day» (отметка 2:53).
    * Тема «Space-Dye Vest» несколько раз используется в альбоме Awake.
    * Одна из основных мелодий из «The Mirror» используется как концовка «Lie» из Awake.
    * Одна из тем из «Erotomania» используется в «A Change of Seasons» (отметка 2:48).
    * Одна из мелодий из «Metropolis Pt. 1» (отметка 8:28) повторяется в «Overture 1928» (отметка 1:34) и в «Home» (отметка 6:49). К тому же, некоторая часть слов к песне «Metropolis Pt. 1» присутствует в «Home» (отметка 5:17). По-сути, весь альбом Scenes from a Memory наполнен музыкальными, лирическими цитатами и концептуальными цитатами из «Metropolis Pt. 1». «The Dance of Eternity» фактически построен на вариациях музыкальных элементов, которые составляют оригинал. В дополнение к тому, Майк Портной в течение вступления к «Home» играет ритм из «Metropolis Pt. 1» на хай-хэте (отметка 2:35). Он объясняет концепции, как эта, на DVD «Liquid Drum Theater».
    * Части каждой песни альбома Octavarium проигрываются на фоне песни «Octavarium» в части IV (отметка 18:40):
          o Root: «Take all of me» из «The Root of All Evil» (отметка 3:03).
          o Second: «Don’t let the day go by» из «The Answer Lies Within» (отметка 4:21).
          o Third: «Tear down these walls for me» из «These Walls».
          o Fourth: «I walk beside you» из «I Walk Beside You» (отметка 1:06).
          o Fifth: «Hysteria» из «Panic Attack» (отметка 3:55).
          o Sixth: «What would you say» из «Never Enough» (отметка 2:49) (этот фрагмент слышен наиболее отчётливо).
          o Seventh: «All praise their Sacrificed sons» из «Sacrificed Sons» (отметка 3:26).
          o Octave: «Medicate me» из «Octavarium» (отметка 10:08).
    * Песня "Repentance" построена на теме из песни "This Dying Soul" из альбома Train of Thought (отметка 2:04).