Здесь можно размещать статьи и обсуждать теорию сочинения музыки
Теория композиции
Сообщений 1 страница 5 из 5
Поделиться22009-03-08 23:39:04
Неплохо было бы почитать эту книженцию, только найти ее не так просто:
ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ
(М.: Музыка, 2005)
Это учебник для музыкальных вузов, коллективный труд, выполненный преимущественно силами кафедры теории музыки Московской консерватории имени П. И. Чайковского ведущими специалистами в данной области. Среди авторов учебника – Ю.Н.Холопов, А.С.Соколов, В.С.Ценова (ответственный редактор), Т.С.Кюрегян, Г.В.Григорьева, Т.Н.Дубравская, Е.И.Чигарёва, Ф.К.Караев.<ик> Данная книга – беспрецедентное явление в отечественном музыкознании. Посвященная острейшим проблемам музыкального искусства ХХ века, преимущественно его второй половины, она вводит читателя в полностью изменившийся мир сегодняшнего композиторского творчества. Ее теоретическая проблематика, лишь частично освещенная на русском языке в сравнительно немногих статьях и монографиях, еще весьма мало известна в широких музыкальных кругах. Вместе с тем новейшее искусство как никогда настоятельно требует для своего полноценного восприятия специальных знаний по целому спектру вопросов. Серьезно осложняет ситуацию и то, что традиционные отделы музыкальной науки – гармония, полифония, форма – в своем привычном виде не в состоянии уловить и объяснить специфику новейшей композиции, которая требует их модификации сообразно изменившемуся предмету исследования, а также обращения к прежде периферийным, а ныне первостепенным аспектам (ритм, тембрика и т. д.). К этому добавляется не известный традиционной науке, а для современной теории важнейший отдел, посвященный современным техникам композиции. Кроме того, столь революционный объект, как новейшая композиция, может быть понят лишь в историческом и эстетическом контексте, который, несмотря на доминирующую теоретическую направленность книги, необходимо в ней присутствует.
Всем сказанным обусловлены структура и содержание работы – в ней рассматриваются историко-эстетические вопросы (Музыкальная хронология ХХ века, Новые эстетические тенденции), общие теоретические проблемы (Новый звук и нотация, Музыкальное время, Ритм, Гармония, Полифония, Тембрика), специальная проблематика основных композиционных техник (двенадцатитоновость и серийность, сонорика, алеаторика, полистилистика, минимализм, «новая сложность», электроакустическая музыка, спектральный метод) и, в итоге, – новая композиция как индивидуальное целое. И именно благодаря обрисованному комплексному характеру в книге совершен настоящий прорыв к постижению Новейшей музыки.
В представляемом труде не только обобщены и систематизированы уже имеющиеся научные данные из самых авторитетных отечественных и зарубежных изданий, но и предлагаются новейшие, прежде не публиковавшиеся разработки авторского коллектива, заполняющие многие «бреши» в научных знаниях о современной композиции. Настоящая работа с честью выдерживает сравнение с лучшими зарубежными публикациями подобного типа, а по ряду позиций (прежде всего, по широте охвата явлений и, одновременно, глубине их рассмотрения) даже превосходит их.
Но самостоятельной научной ценностью смысл этого издания, безусловно, не исчерпывается. Несмотря на истинную научность (а скорее, благодаря ей) данная работа может и должна служить учебным пособием самого широкого профиля. Хотя его основной адресат – это специализирующиеся в области теории музыковеды и композиторы, но в тех или иных пропорциях оно призвано нести знания по современной композиции и студентам исполнительских специальностей, и уже концертирующим музыкантам, и музыкально-педагогическому персоналу – всем тем, кто ощущает потребность в «повышении квалификации» в сфере новейшего искусства, а это – едва ли не бoльшая часть отечественного музыкального сообщества.
Познание современной композиции не есть узкоспециальная проблема; это необходимое составляющее познания человеком себя, современного общества, его духовных ценностей. И решению названной глобальной проблемы, без сомнения, также послужит опубликованное издание.
Поделиться32009-03-08 23:46:01
Теория современной композиции
Содержание:
Предисловие 9
Часть I
Введение
Глава 1. Музыкальная хронология ХХ века (А. С. Соколов) 14
Глава 2. Новые эстетические тенденции музыки второй половины ХХ века. Стили. Жанровые направления (Г. В. Григорьева) 23
Глава 3. Специфика теории современной композициии проблемы анализа (Т. С. Кюрегян) 40
Часть II
Общие проблемы современной композиции
Глава 4. Новый звук и нотация 50 (М. И. Катунян)
1. Терминология и типология 53
2. Формы и функции звукового материала 63
3. Формы существования звука 64
4. Нотация 64
Глава 5. Музыкальное время. Ритм (В. С. Ценовa)
1. Новейшее время Новейшего времени 71
2. Музыка в чистом времени 80
3. Основные музыкальные концепции времени ХХ века 83
4. Очарованные Числом 109
Глава 6. Гармония. Звуковысотная структура 122 (Ю. Н. Холопов, В. С. Ценова)
1. Понятие гармонии в ХХ веке 122
2. Общие законы гармонии ХХ века 125
3. Общий принцип гармонии ХХ века 129
4. Элементы системы 130
5. Структурные уровни гармонии 137
6. Литература о новой гармонии 149
7. Виды гармонии 151
8. Числовой вектор гармонии 156
Глава 7. Полифония. Музыкальное письмо 164 (Т. Н. Дубравская, Т. С. Кюрегян, И. К. Кузнецов, В. С. Ценова)
1. Понятие полифонии в ХХ веке 164
2. Музыкальное письмо 172
3. Новый контрапункт 182
4. Контрапункт: между прошлым и будущим 197
5. Фуга 202
6. Канон 215
Глава 8. Тембрика 235 (Ф. К. Караев)
1. Farben 236
2. Metastasis 238
3. Le Marteau sans Maître 241
4. Atmosphères 246
5. Livre pour orchèstre 257
Глава 9. Музыкальная форма (Т. С. Кюрегян) 266
Часть III
Композиционные техники. Новые формы
Глава 10. Двенадцатитоновые техники: серийность, сериализм, постсериализм 314 (Ю. Н. Холопов, В. С. Ценова)
1. Понятие и систематика двенадцатитоновости 314
2. К эволюции двенадцатитоновости в ХХ веке 315
3. Серийная двенадцатитоновость – додекафония 317
4. Многомерная серийность – сериализм 339
5. Постсериализм 354
Глава 11. Сонорика 382 (А. Л. Маклыгин, В. С. Ценова)
1. Сонорика как музыкальное явление 382
2. Сонорика как понятие 382
3. Регуляторы сонорности 384
4. Организация сонорного материала 386
5. Историко-стилевая типология сонорного материала 389
6. Фактурные формы сонорной музыки 393
7. Кластер 398
8. Звуковое поле и его параметры 400
9. Новейшие тенденции 401
Глава 12. Алеаторика (Т. С. Кюрегян) 412
Глава 13. Полистилистика 431 (Е. И. Чигарёва)
1. Определение. Эстетические основы полистилистики 431
2. Из истории полистилистики 433
3. Типология. Приемы и средства полистилистики 437
4. Полистилистика и музыкальная форма 445
Глава 14. Пространственная музыка (Е. В. Назайкинский, А. С. Соколов) 450
Глава 15. Минимализм и репетитивная техника. «Новая простота» 465 (М. И. Катунян)
1. Терминология 465
2. Философия 466
3. Принцип слушания 468
4. Материал 470
5. Гармония 470
6. Репетитивность 472
7. Техники и формы 473
8. «Новая простота» 485
Глава 16. «Новая сложность» (В. С. Ценова) 489
Глава 17. Электроакустическая музыка 505 (В. С. Ценова, А. И. Смирнов)
1. Немного истории 505
2. Конкретная музыка 508
3. Электронная музыка 510
4. Компьютерная музыка 511
5. Стохастическая музыка 514
6. Электроакустическая музыка. Акусматика 515
7. Еще раз о терминологии и хронологии 527
8. Примеры электронной музыки (обзор) 530
Глава 18. Спектральный метод (А. С. Соколов) 548
Глава 19. Смешанные техники (Ю. Н. Холопов, В. С. Ценова) 563
Глава 20. Новые индивидуальные формы 576 (Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова, М. Э. Дубов)
1. Проект сонорно-алеаторный: Э. Денисов, «Crescendo e diminuendo» 587
2. Проект сонорно-стохастический: Я. Ксенакис, «Тростниковые заросли» 596
Заключение (Ю. Н. Холопов) 612
Приложение 618
Поделиться42009-03-09 00:38:13
В интернете написано, что тираж 1000 экз.
Поделиться52009-03-09 00:55:05
Да, и ни одного абзаца не выложено...