Роман Петелин, Юрий Петелин
Вообще-то виртуальная студия Steinberg Cubase SX 3, о которой мы хотим рассказать, - одна из самых сложных. К тому же лицензионная версия программы стоит немало: "ровно" 799 долларов. За границей записывать музыку с ее помощью могут позволить себе только профессионалы, т. е. те люди, у которых есть надежда, что вложения в рабочий инструмент со временем окупятся. Другое дело - отечественный пользователь. Проблема покупки лицензионного софта для него все еще остается неактуальной. И лишь один вопрос волнует российское Интернет-сообщество после выхода в свет очередной версии любой программы - когда же появится "кряк". Поэтому нет ничего удивительного в том, что даже песенку для выступления дочки на детсадиковской елке наши парни будут делать не на какой-нибудь там двадцатидолларовой Midisoft Studio Recording Session, а на чем-либо несравнимо более крутом, да хоть на Cubase SX 3. Но тут возникает трудность совершенно другого характера: профессиональная программа требует наличия профессиональных знаний и навыков. Без них работа превращается в муку, а результат совершенно не впечатляет. Если и вы оказались в подобной ситуации, возможно, вам пригодится материал, который мы планируем опубликовать в небольшой серии статей, посвященных Steinberg Cubase SX.
Черты характера
Программа Steinberg Cubase SX 3 принадлежит к числу наиболее мощных музыкальных редакторов профессионального уровня.
Современные компьютерные музыкальные редакторы универсальны. Они позволяют работать с музыкой и звуком на всех этапах создания композиции. Имея в своем распоряжении достаточно мощный компьютер со звуковой картой, MIDI-клавиатуру и микрофон, вы можете: сохранить наброски мелодии; гармонизировать и аранжировать произведение; подобрать самые подходящие для него звуки; записать голоса вокалистов и партии живых инструментов; обработать полученные треки различными эффектами; свести композицию, добившись необходимого громкостного, частотного баланса и наиболее впечатляющего распределения звуков на стереопанораме (или даже на круговой панораме); выполнить мастеринг; подготовить альбом для записи на различные носители. Словом, техника и программное обеспечение способны на многое, если только уметь ими пользоваться.
По существу программа Cubase SX переросла уровень, соответствующий понятию "музыкальный редактор", и стала полноценной виртуальной студией. За счет появления совершенных виртуальных синтезаторов, эффектов и обработок Cubase SX 3 все менее и менее нуждается в реальной студийной аппаратуре. Хотя при наличии таковой Cubase SX 3 прекрасно справляется с ролью программной среды, которая интегрирует виртуальные и аппаратные компоненты в эффективно функционирующее единое целое. При этом немаловажное значение имеет внедренная в Cubase SX 3 технология VST System Link, позволяющая распределять задачи, связанные с ресурсоемкими вычислениями, между несколькими компьютерами, объединенными в сеть.
К основным свойствам Cubase SX 3 можно отнести следующие:
- возможность записи и редактирования MIDI-композиций, наличие MIDI-эффектов;
- возможность записи, редактирования и воспроизведения звука, оцифрованного с частотой дискретизации до 96 кГц и разрядностью до 32 бит;
- полная поддержка нескольких многоканальных форматов звука (surround) вплоть до формата 6.0;
- возможность работы с VST-плагинами и DX-плагинами (аудиоэффектами и обработками реального времени);
- возможность автоматизации любого параметра воспроизведения, обработки и синтеза звука;
- наличие подключаемых виртуальных синтезаторов (VST-инструментов);
- наличие функции "замораживания" (Freeze) для VST-инструментов, позволяющей экономить ресурсы процессора;
- импорт и экспорт цифрового звука в различных форматах;
- воспроизведение цифрового видео;
- представление музыки в виде нот, отпечатков клавиш фортепиано, списка сообщений;
- графическое управление параметрами синтеза звука;
- микширование сигналов и управление студийным оборудованием;
- наличие удобных средств для работы с лупами;
- возможность загрузки проектов другого программного продукта фирмы Steinberg - Nuendo;
- возможность объединения студийных компьютеров в сеть на основе технологии VST System Link;
- возможность совместной работы Cubase SX 3 с приложениями, поддерживающими протокол ReWire (например, FL Studio, см. книгу "Fruity Loops Studio:
музыкальная фабрика на PC").
Совместно с Cubase SX 3 поставляются VST-инструменты. Управлять ими, как и настоящими синтезаторами/сэмплерами, можно и с помощью традиционных MIDI-команд, и с помощью данных автоматизации, записанных на MIDI-треки, в виде огибающих (интерактивных графиков изменения тех или иных параметров).
В комплект поставки Cubase SX 3 включено большое количество VST-аудиоплагинов, отличающихся способностью к управлению посредством автоматизации и наличием большого количества интересных пресетов. Здесь и виртуальные приборы динамической обработки, и частотные фильтры, и множество самых различных звуковых эффектов (от банальной реверберации до экзотического модулятора, придающего голосу звучание, которое могло бы возникнуть, если бы наши голосовые связки были сделаны из металла).
Имеются средства поддержки внешних управляющих устройств. Можно отредактировать таблицу закрепления ударных инструментов за клавишами MIDI-клавиатуры. Есть специальный редактор, предназначенный для создания партий ударных инструментов.
Нотный редактор, входящий в Cubase SX 3, по своим возможностям сравним с лучшими образцами специализированных программ, предназначенных для подготовки партитур к изданию. Клавишный MIDI-редактор позволяет записывать музыку пользователям, не владеющим нотной грамотой. Редактор-список сообщений обеспечивает прецизионную точность установки значений параметров синтеза, длительностей и моментов извлечения звуков.
Не исключено, что некоторые читатели использовали предыдущую версию (Cubase SX 2) рассмотренной в этой статье программы. Им наверняка интересно - что нового разработчики предлагают в Cubase SX 3?
Немного изменен интерфейс, он стал более удобным. Например, из инспектора MIDI-трека можно получить доступ к параметрам трека VST-инструмента, которым этот MIDI-трек управляет. Появилась возможность редактировать отпечатки клавиш непосредственно в окне проекта.
Появилась поддержка виртуальных панелей управления MIDI-устройствами.
Увеличилась функциональность автоматизации. Например, можно автоматизировать любые MIDI-контроллеры, не прибегая к помощи плагина MIDI Control. Можно автоматизировать элементы виртуальных панелей управления MIDI-устройствами. Появилась возможность использовать в проекте внешние аппаратные устройства обработки звука.
Функция "замораживания" (Freeze) доступна теперь для аудиотреков. Если прибегнуть к ней, то будет выполнено преобразование звуковых данных (и их сохранение во временных файлах) с учетом подключенных к треку плагинов. А функция "замораживания" партий VSTi приобрела большую гибкость и многовариантность применения.
В пределах аудиосообщений теперь можно рисовать огибающие громкости.
При работе с аудиосообщениями доступен новый режим Musical Mode: алгоритмы изменения длительности и высоты звучания сэмплов теперь можно применять в реальном времени. Работать с аудиоматериалом стало свободнее: заметно ослабилась зависимость от текущего темпа проекта.
Новая функция Play Order позволяет разделить проект на фрагменты и изменять порядок их следования и количество повторов. Исходный материл проекта (порядок следования частей и сообщений) при этом не изменяется, просто воспроизводится этот материал в другом порядке, определяемом списком воспроизведения. Можно сформировать множество списков воспроизведения (вариантов аранжировок) и переключать их "на лету".
Стало больше возможностей для раскраски треков, частей и сообщений в различные цвета.
Многое из перечисленного выше относится к тому, что принято называть "высшим пилотажем". В первой статье цикла есть смысл подробнее поговорить о более простых вещах, которые составляют основу программы. Давайте разберемся в том, какие варианты представления музыкальной информации предусмотрены в Cubase SX.