Автор: Александр Шульгин композитор, артист и путешественник.
Авторы часто слышат от музыкальных издателей, звукозаписывающих компаний и других профессионалов индустрии, что «мелодия недостаточно цепляет», «мелодия не очень запоминающаяся», «в песне нет настоящего хука», но от них редко можно услышать советы, как сделать ее более цепляющей, запоминающейся и усилить хук. (Хук – самая запоминающаяся и цепляющая часть песни, как правило – припев. Для того чтобы песня попала в плэйлисты радиостанций, необходимое для нее условие – наличие хорошего хука). Существуют определенные техники, узнав о которых вы сможете улучшать мелодии ваших песен, делать их более запоминающимися и при этом выражающими чувства, которые вы хотите передать слушателю.
Написание мелодий а-капелла
А-капелла – значит без инструментального аккомпанемента. Вы пишите а-капелла, если вы придумываете мелодии в голове, не используя для этого каких-либо музыкальных инструментов. Для многих известных авторов такой способ написания является наиболее эффективным. Наверняка, это будет приятно слышать авторам, которые не умеют играть на каком-либо музыкальном инструменте. Все, что вам будет нужно, если вы пишите а-капелла, - это ваш голос и диктофон, чтобы зафиксировать мелодию. Когда встанет вопрос об аккордах песни, вы сможете напеть мелодию музыканту, или поставить ему вашу запись.
Помните, что:
- умение превосходно играть на музыкальном инструменте не является необходимым для сочинения мелодий будущих хитов;
- умение считывать ноты с листа не обязательно для написания отличных песен (вы просто должны быть способны слышать мелодию у себя в голове и находить способ выразить ее);
- незнание теории музыки не является препятствием для сочинения успешных песен.
Пишите проще
Не забывайте, что ваша задача как автора – донести ваши чувства до сердца другого человека с помощью слов и музыки. Когда пишется мелодия, язык, который нам доступен для этого, состоит из нот, ритма, и аккордов, но не из слов, образов или рифм.
Многие начинающие авторы делают процесс написания мелодии более сложным, чем он должен быть. Они совершают ошибку и пишут сложные мелодии, которые певцу запомнить очень тяжело. Обычный слушатель не запомнит слишком длинную или запутанную мелодию. Например, что проще запомнить : «Я тебя люблю» или «Я хочу чтобы ты знала, что в моем сердце без сомнения есть чувство, которым я хочу с тобой поделиться, и знай, что где бы я ни была, я тебя люблю»?
Слушателю проще запомнить и потом напевать любую мелодию, которая может сопровождать простую фразу «Я тебя люблю», чем любую мелодию, которая соответствует второй фразе.
Если ваша мелодия не находит отклика у вашей аудитории, значит задача такой мелодии не выполнена. Слушатели предпочтут мелодию, которую легко напеть, и у такой мелодии будет эмоциональная отдача с их стороны. Поэтому, пишите простые мелодии, если вы хотите, чтобы песня стала популярна среди самого большого круга слушателей.
Место названия в мелодии
После первого прослушивания мелодии, у слушателя в идеале не должно быть сомнений в какой части песни звучит ее название. Та часть мелодии, в которой звучит название, должна каким-то образом ограничить себя от остальной песни. Это может быть достигнуто с помощью использования некоторых техник, или их сочетания:
- Изменение диапазона (название может быть пропето с использованием более высоких или низких нот, чем те, которые звучат в остальной части мелодии);
- Изменение ритма (ритм, который отличается от ритма остальной мелодии, может выгодно подчеркнуть название песни);
- Вставка пауз (название может быть выделено на фоне остальной мелодии, если вставить короткую паузу непосредственно перед мелодической фразой, содержащей мелодию).
Сочетание мелодии и слов
Хорошая песня написана таким образом, что мелодия естественно сочетается со словами, и наоборот. У радостной, счастливой мелодии песни должны быть слова, которые несут приятный, позитивный посыл. Если слова песни выражают грусть, они должны сопровождаться нотами, аккордами и музыкальными фразами, выражающими сходные чувства. Обычно минорные аккорды соответствуют чувству грусти, а мажорные – чувству радости.
Чтобы убедиться, что слова и мелодия соответствуют друг другу, полезно записать на диктофон мелодию без слов. Можете записать как инструментальный вариант мелодии, либо напеть а-капелла, используя любые бессмысленные слоги типа «ла-ла» или «та-ра-рам». После этого, слушая мелодию, вы сможете ответить себе на вопрос, какие чувства она выражает. Если ваш текст не соответствует этим чувствам, нужно его переписать, или переписать мелодию.
Несмотря на то, что и слова и музыка песни могут быть несколько раз переписаны и изменены, финальный вариант песни должен звучать так, чтобы любой слушатель не смог бы представить вашу мелодию с другими словами, или слова с другой мелодией.
Мелодия песни. Контрольный список вопросов
Распечатайте этот список и повесьте его там, где вы обычно пишите. Каждый раз, когда вы заканчиваете набросок песни, убедитесь, что мелодия песни отвечает этим пунктам:
- Мелодию легко запомнить и спеть.
- Мелодия не слишком сложна и не слишком «многословна».
- Без текста ясно, где должно петься название песни.
- Ритмические и мелодические фразы повторяются достаточно часто.
- Мелодия и слова хорошо друг другу подходят.
- Ритмический размер различаются в куплете, припеве и бридже.
- У мелодии не слишком большой диапазон, и большинство певцов могут ее пропеть.
- Мелодические фразы короткие и запоминающиеся.
- Мелодия содержит «сюрприз» - свежую, неожиданную ноту или аккорд.
- У слушателя не возникает сомнения, где припев, а где – куплет.
- Мелодию хочется слушать и без слов.